По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира, самым крупным поставщиком вооружения на сегодняшний день остаются США. В период с 2005 по 2009 год на американское оружие приходилось 30% всех продаж, и стоимость военного экспорта превысила 7 миллиардов долларов. Следом за ним шло российское оружие – 23% от мировых продаж. Третье место досталось Германии – 11%, четвертое – Франции с ее 8%.
Первым делом – самолеты?
В основном на экспорт из Соединенных Штатов и России идет авиатехника. Так, доля самолетов в общих поставках оружия из США составила 39%, из России – 40%. За исследованный период Россия продала 82 самолета в Индию, 28 – в Алжир и 18 – в Малайзию. Кроме того, в этом году страна участвует в тендере на поставку Индии 126 истребителей. В целом за пять лет доля самолетов в общем объеме поставок оружия составила 27%.
Догнать и перегнать
После постперестроечного провала такой показатель российской экономики, как экспорт военной техники, снова твердо стал на ноги. В 1983–1988 годы СССР, покрывавший свыше 30% мирового экспорта оружия, по этой статье экспорта уступал лишь США. В последующие пять лет вывоз вооружений из России резко упал, и ее доля на мировом рынке сократилась до 6,6%. Однако к концу прошлого десятилетия уровень российского военного экспорта вновь занял свои прежние позиции. Сегодня удельный вес экспорта российского вооружения на мировом рынке снова составляет порядка 26–29%.
Основными потребителями российского оружия являются страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна, куда направляется примерно 71% экспорта.
Государственный интерес
2008 год стал одним из самых успешных для российской оборонки за весь постсоветский период. Однако в кризис отрасль столкнулась с падением экспортных заказов. По оценкам Центра анализа стратегий и технологий, всего в 2008 году было законтрактовано экспортных сделок на общую сумму 3-4 миллиарда долларов, и это самая «низкая цифра за последние несколько лет». Одновременно с тем российские предприятия «столкнулись с исчерпанием уже накопленного портфеля заказов». И выходом из этой ситуации могло бы стать расширение госзаказа для российского ОПК, что, собственно уже и происходит. Дмитрий Медведев дал соответствующую установку – в ОПК «необходимо вкладывать деньги, несмотря на текущую ситуацию с финансами, которая существует во всем мире», потому что «кризис неплатежей в оборонке недопустим».
Планы на будущее
Начиная с 2008 года, главной особенностью формирования гособоронзаказа стала его долгосрочность. Предприятия ОПК должны получать длинные и стабильные контракты. И представителей самой отрасли такой подход, как увеличение бюджета и долгосрочные контракты, конечно же, устраивает. У многих из них значительную часть выручки обеспечивает гражданская продукция, сбыт который в кризис сильно упал. В целом возможная переориентация на государственный заказ – вещь логичная, поскольку за счет него живет большинство производителей вооружения в мире.
Конечно, говорить о скорой переориентации на внутренние заказы российского ОПК нельзя. В этом году у России запланированы переговоры о поставках вооружения с Индией, Венесуэлой, Грецией, Кипром, Китаем, а также, возможно, Сирией, Ливией и Ираном. Но коль скоро уже по итогам 2008 года зависимость российской оборонки от экспорта начала снижаться, эта тенденция наверняка сохранится и в будущем, что будет означать увеличение присутствие государства в ОПК.