От бухты Провидения до Воронежа. О суровом быте офицерских семей на Чукотке и не только
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

От бухты Провидения до Воронежа. О суровом быте офицерских семей на Чукотке и не только

2 июля 2014 / просмотров – 2709
Истфакт

Старший лейтенант Ольга Печенкина и майор Виктор Буданцев познакомились в канун 1945 года, в освобожденной от фашистов Болгарии. Командование решило устроить небольшое новогоднее торжество, и молодые люди оказались рядом за праздничным столом. «С тех пор Виктор начал за мной ухаживать, – говорит Ольга Львовна, – а в августе он пришел с генеральским разрешением на брак и сказал, что хочет на мне жениться».

Операция «Свадьба»
К сватовству жених подготовился основательно. На улице уже ждала машина, чтоб отвезти молодых на регистрацию в советское посольство. Однако невеста так растерялась, что едва не ответила отказом.
К тому времени у обоих за плечами был нелегкий боевой путь. Ольга служила на военной почтовой базе.* Виктор был связистом. «Война только закончилась, и свадьба казалась какой-то неуместной, – поясняет Ольга Львовна, – к тому же я считала, что мы еще мало узнали друг друга». Но Буданцев был убежден: они – идеальная пара. В итоге Виктор и Ольга расписались, а потом невесту ждал царский для 1940-х подарок: «меховой ансамбль» – шуба, шапочка и муфта. Комплект был сшит заранее по заказу, а мерки портниха снимала с жены однополчанина и друга жениха. «У нас были похожие фигуры, вот ее и попросили выступить в качестве модели, – рассказывает собеседница «ГЧ», – все приготовления велись втайне от меня, чтобы не испортить сюрприз». Словом, майор Буданцев женитьбу продумал до мелочей – как военную операцию. «И мы действительно были очень счастливы, вплоть до самой кончины Виктора», – говорит Ольга Львовна. Супруги прожили душа в душу больше полувека, хотя на их долю выпало немало трудностей.
В «снежной крепости» на границе с Аляской
Куда только не забрасывала судьба Буданцевых! Им даже пришлось побывать на границе с Аляской – в бухте Провидения! Свое назначение туда Виктор Павлович получил в 1948 году, и семья, в которой уже подрастала двухлетняя дочь, отправилась в дальнюю дорогу. «Месяц мы ехали в товарных вагонах до Владивостока, – делится Ольга Львовна, – потом еще месяц жили в рыбацком поселке в ожидании судна, а затем 15 суток плыли до Чукотки. По пути наш корабль «влетел» во льды и в трюме образовалась пробоина. К счастью, судно дотянуло до земли». Но это было только началом испытаний. Жить пришлось в палатке, обложенной снаружи брусками из плотного, слежавшегося снега. Внутри палатки имелась плита, которую следовало топить круглосуточно. Погаснет огонь – замерзнешь.
«Флигель» для поросенка
Воды не было. Вместо нее использовали растаявший снег. Продукты – в основном, крупы и консервы – выдавали на складе. Для дочки раз в месяц полагалась литровая банка молока.
Позже стали завозить с материка скот, чтобы наладить снабжение мясом. Однажды доставили в бухту на пароходе свинью «на сносях». Вскоре у нее появились поросята, но то ли от холода, то ли от стресса она отказалась кормить детенышей, и те почти все погибли. Остался один малыш. Его принес Ольге Львовне один из военнослужащих с просьбой выходить кроху. Пришлось соорудить для нового «постояльца» пристройку к палатке. Так и жили по соседству с поросенком, пока тот не подрос.
«Из Москвы нам переправили самолетом баян»
Впрочем, о бытовых трудностях Ольга Львовна вспоминает с улыбкой: «Мы об этом как-то не задумывались. Да что там! Мы песни пели, концерты устраивали! Я и другие офицерские жены занимались художественной самодеятельностью. Из Москвы нам переправили самолетом баян, и мы с ним ходили по частям, выступали перед бойцами».
На Чукотке семья провела три года. Потом была служба в Украине, в ГДР и снова на украинской земле. Закончилось военное «кочевье» только в середине 1960-х, когда Виктор Павлович, который к тому времени был уже в чине полковника, ушел в запас. Семья обосновалась на его родине – в Воронеже.
Две дочери, пять внуков и пять правнуков
Спустя годы здесь произошла удивительная встреча, которая словно вернула Буданцевых в болгарское лето 1945-го. Виктор Павлович разыскал фронтового друга Ивана Мачнева – того самого, с жены которого снимали мерку на шубу для невесты. Выяснилось, что он жил под Воронежем. Друзья увиделись вновь через 30 лет после того, как служба разбросала их по разным уголкам страны. «Мачневы приехали к нам в гости с тремя молодыми офицерами, оказалось, это сыновья, которые пошли по отцовским стопам», – говорит наша собеседница. С гордостью она рассказывает и о новых поколениях Буданцевых. В семье две дочери, пять внуков и пять правнуков, и все они успешно трудятся в самых разных сферах жизни. «Есть у нас и военный специалист по связи, – отмечает Ольга Львовна, – это наша внучка – майор Екатерина Сергечук. Она решила пойти по дедовским стопам».

С первых минут вторжения
Виктор Буданцев принял боевое крещение буквально с первых минут Великой Отечественной. 16 июня 1941 года он окончил Воронежское училище связи и получил назначение в Прибалтику – на пограничную заставу. 22 июня началось фашистское вторжение.
Его гарнизон несколько часов сдерживал натиск превосходящих сил врага. Потом пришлось прорываться из окружения. «Отец спасал людей, – рассказывает дочь Виктора Павловича Лилия, – он смог вывезти к своим две повозки с женщинами, детьми и ранеными бойцами». Затем Буданцев участвовал во многих важных стратегических операциях. Был ранен, контужен и снова возвращался в строй. Дошел с боями до Болгарии. За военные заслуги он был награжден многими почетными наградами. В их числе – два ордена Красной Звезды, два ордена Отечественной войны, медали «За отвагу»...

После войны Ольга Львовна активно занималась партийной и общественной работой. Женсовет в Прикарпатье, которым она руководила, славился на весь на регион. В семье хранится публикация 1959 года, рассказывающая о его работе. Материал иллюстрирует фото с любопытной подписью «Женсовет Н-ской части». Выражение «Н-ской» использовали, чтобы не называть засекреченные номера воинских подразделений

*О службе на военно-полевой почте Ольги Буданцевой (Печенкиной) мы рассказали в в материале «В сутки через мои руки проходило по 120 килограммов писем».
На фото: Виктор и Ольга Буданцевы вскоре после свадьбы; супруги Буданцевы, спустя несколько десятилетий; Виктор Буданцев (первый слева) незадолго до окончания училища связи; внучка Буданцевых Екатерина (ныне она майор Российской армии, служит в войсках связи).

 

Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели