По прозвищу Бывалый. Из истории воронежского подполья
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

По прозвищу Бывалый. Из истории воронежского подполья

17 мая 2016 / просмотров – 3101
Истфакт

В Октябре 1917-го он руководил захватом железнодорожного узла в Петрограде, позже возглавил главную государственную библиотеку, а в 1930-е попал под каток сталинских репрессий. Речь о революционном деятеле Феодосии Кривобокове, более известном под псевдонимом Владимир Невский. В его бурной биографии была и воронежская страница. Местные жандармы, от которых он не раз ускользал, дали ему прозвище Бывалый…

Кружок саморазвития
Будущий революционер родился 140 лет назад в купеческой семье в Ростове. Отец надеялся, что его отпрыск станет успешным предпринимателем, однако капиталиста из него не получилось. Еще во время учебы в гимназии, Феодосий создал так называемый кружок саморазвития, юные участники которого втихаря читали крамольную литературу. Позже, будучи студентом Московского университета, он стал одним из организаторов местной социал-демократической ячейки. В 1899-м бунтарь был арестован и после трехмесячного пребывания в тюрьме выслан в родной город. В 1900-м ему разрешили вернуться, но вскоре он опять оказался за решеткой.
Один из основателей «Кассы борьбы»
Из заточения молодой человек вышел только в конце 1901 года. Затем последовала ссылка в Воронеж, где, несмотря на постоянный риск ареста, Феодосий продолжил нелегальную деятельность. Он наладил связь с местными революционерами и стал одним из создателей подпольной социал-демократической организации, получившей название «Касса борьбы». Ее представители установили контакт с заграничным большевистским центром и развернули агитационную работу в губернии.
Воронежский период в жизни революционера на основе архивных сведений изучил историк Владимир Чесноков (1939 – 2000).* По его данным, Кривобоков был активным участником конспиративных собраний и пользовался большим авторитетом у передовых рабочих. При этом ему удавалось ловко уйти от полицейского преследования. Охранке было известно, что Феодосий – один из лидеров подполья, но улик против него собрать не получалось. Обыски не давали результатов.
Судя по полицейским отчетам, Кривобоков был частым гостем в Воронеже и по окончании ссылки, которая продлилась два с половиной года. В сыскных документах неуловимый подпольщик фигурирует под прозвищем Бывалый.
«Страшно ценный человек»
А вот соратники долгое время знали его под разными конспиративными кличками. Одна из них – «Спица» – подчеркивала острый стиль его статей, которые печатались в нелегальных изданиях. В 1905 году в одном из писем Надежда Крупская отмечала: «Спица (…) страшно ценный человек» и рекомендовала назначить его «ответственным пропагандистом» в большевистских верхах.
С Надеждой Константиновной Кривобоков познакомился в Женеве, ставшей в то время пристанищем для многих бунтарей. Там же состоялась памятная для него первая встреча с Лениным, которого он сразу же воспринял как вождя и учителя.
По поручению Ильича Феодосий вел активную агитационную деятельность в различных уголках империи. В разгар первой русской революции он нелегально работал в российской столице и часто бывал в районе Невской заставы. Тогда Кривобоков начал подписываться как Владимир Невский. Под этим псевдонимом он и вошел в учебники по истории.
«Солдатский оратор»
Невский считался опытным подпольщиком, но и жандармы были не лыком шиты. По подсчетам историков, при «старом режиме» он подвергался арестам 11 раз, но оказавшись на воле, вновь включался в революционное движение. Переломные события 1917 года тоже произошли при его непосредственном участии.
Ему было поручено руководить Военной организацией большевиков вместе с Николаем Подвойским и Владимиром Антоновым-Овсеенко. В этот период он много выступал перед рядовыми Петроградского гарнизона, призывая их к вооруженному восстанию. Подвойский называл его любимым «солдатским оратором». Сам Невский позже вспоминал: «Приходилось ночевать в казармах, переходить с собрания на собрание, устраивать митинги…». С той же пропагандисткой целью он наведался и в Воронеж, где встречался с рабочими железнодорожных мастерских.
В первые годы новой власти
Во время Октябрьского переворота Невский руководил захватом вокзала в Петрограде и рядом других большевистских акций с целью установления контроля над столицей. Позже он возглавлял народный комиссариат путей сообщения, затем был заместителем председателя Всероссийского центрального исполнительного комитета** и одновременно заведовал партийным Отделом по работе в деревне.
Тогда Невский был близок по своим взглядам к «рабочей оппозиции» – группе большевиков, выступавших за расширение полномочий профсоюзов. Сторонники всеобъемлющей руководящей роли партии подвергли данную идею критике, а тем, кто был замечен в симпатиях к ней, впоследствии это припомнили.
Еще одним «фронтом» деятельности Невского стало изучение истории партии. Ему принадлежит более 500 работ по данной тематике. Но и здесь его подстерегала опасная ловушка. Сталин, который с каждым годом все больше укреплял свое влияние в верхах, счел, что в этих трудах мало показана его роль в глобальных процессах. Однако в наступление он перешел не сразу, хотя опалой «повеяло» уже в середине 1920-х.
Опальный директор
В 1925 году Невский был назначен директором Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина.*** Безусловно, возглавлять такое учреждение – ответственная и почетная миссия. Но в данном случае это было похоже на умышленное удаление представителя «старой гвардии» из большой политики.
Тем не менее, Невский взялся за дело с энтузиазмом. При нем для библиотеки было возведено новое монументальное здание, активизировалась работа по систематизации и пополнению фондов. Одновременно он продолжал исторические исследования. Но в 1935 году «грянул гром»…
Директору Ленинки предъявили обвинение в «руководстве антипартийной группой». Позже оно дополнилось «новыми деталями». Его признали виновным в том, что он пытался «замолчать роль Сталина» и являлся участником «антисоветской организации». Сам арестованный это отрицал, но репрессивная махина уже работала вовсю. В 1937 году он был расстрелян. Затем началась кампания по изъятию его сочинений из библиотек и книготорговой сети. Многие годы он считался «врагом народа» и только в 1955-м с него сняли все «статьи». После реабилитации исторические труды революционера вновь стали объектом изучения, а в 1977-м в нашем городе появилась улица Владимира Невского.

* Исторический очерк «По следам ненаписанных воспоминаний» в сборнике «Записки воронежских краеведов», 1979 год.
**ВЦИК считался в молодой республике высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом.
***Ныне – Российская государственная библиотека. Одно из крупнейших книгохранилищ в мире ведет свою историю с XIX века. До революции оно находилось в составе московского публичного Румянцевского музея. Имя Ленина учреждение получило после кончины вождя. Современное название носит с 1992 года.


Лекции в тюрьме
Известно, что, находясь под стражей по сфабрикованному делу, Владимир Невский не роптал и продолжал верить в торжество справедливости. Он всячески поддерживал своих сокамерников и даже организовал нечто вроде импровизированных курсов по истории революционного движения.

Связи с Воронежем
Владимир Невский очень тепло относился к нашему городу и поддерживал контакты с представителями его революционной «старой гвардии» на протяжении всей жизни. Один из них – Иван Жилин перебрался в Москву по приглашению Невского. Частыми гостями в его доме были и другие соратники из Воронежа.

На фото:
Революционер в молодости.

Монументальное здание главной государственной библиотеки было возведено в период, когда учреждением руководил Владимир Невский.

 

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели