Привет из прошлого. Журналисты «ГЧ» прошлись по улицам Воронежа в поисках «следов» ушедшего времени
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

Привет из прошлого. Журналисты «ГЧ» прошлись по улицам Воронежа в поисках «следов» ушедшего времени

1 июля 2015 / просмотров – 2885
Истфакт

Какую функцию когда-то выполнял чугунный столб у старинного дома на Плехановской? Каким был пешеходный переход в 1950-е годы? Какую мрачную тайну хранит воронежский бордюр? Об этом и не только нам рассказал краевед Олег Казаневский, с которым мы совершили познавательную прогулку в центре города.

Артефакты, которые показал наш гид, не похожи на привычные достопримечательности. Они не притягивают взгляд как колоритные старинные особняки или памятники в честь выдающихся личностей. Это скромные детали городского быта, которые обычно мы просто не замечаем. А зря. Они как мозаичные пазлы входят в большое разноцветное «панно» истории Воронежа. Упустишь один фрагмент и рисунок уже не тот…
Там, где стояли металлические исполины
Экскурсия началась на пересечении Плехановской и Кольцовской. Когда-то здесь высились металлические столбы-опоры для контактной трамвайной сети. Их устанавливали в послевоенные годы, когда воронежцы поднимали город из руин. Указанный участок достался Управлению промышленных и строительных материалов, сотрудником которого был отец нашего гида Николай Казаневский.*
«Люди тогда всем миром восстанавливали городские улицы, – говорит Олег Николаевич, – трудились после работы, допоздна. Я был в ту пору пятилетним мальчиком, но хорошо помню, как ждал каждый вечер возвращения папы и его рассказов о том, как продвигается дело. Отец и его коллеги монтировали столбы, на которых потом размещались провода». Позже, когда в городе появились мощные железобетонные опоры осветительной сети, трамвайные «растяжки» перевесили на них, но металлические исполины продолжали стоять еще долгие годы. Со временем их становилось все меньше. Не так давно демонтировали последний. Когда он еще был цел, краеведы хотели превратить его в своеобразный инфраструктурный памятник,** но не получилось. Теперь, от опоры, которую, возможно, своими руками устанавливал отец нашего собеседника, остался только заржавевший «пенек».
Загадочные ступени
Интересная деталь связана со знаменитым домом с мезонином на Никитинской, 4, построенном в середине XIX века. У входа в особняк лежат одна на другой две массивные плиты из песчаника.*** «Такие ступени из натурального камня сейчас мало где встретишь, – говорит Олег Казаневский. – Правда, трудно сказать, когда здесь появилась эта «конструкция». Возможно, после войны. Кирпичей тогда не хватало, в хозяйстве использовали все, что попадалось под руку. К сожалению, порой, в ход шли и могильные памятники, прежде стоявшие на старинных погостах. Еще несколько лет назад, до масштабных ремонтных работ в центре города можно было увидеть участки бордюров, выложенные из фрагментов надгробий…»
Электрический раритет
Особый артефакт – старый электроввод на доме № 35 по улице Студенческой. Это вещь «родом» из предвоенного Воронежа. Сейчас, когда коммуникации прокладывают под тротуаром, такие «воздушки» настоящая диковинка.
Кстати, само здание – великолепный образец дореволюционного зодчества. Его краснокирпичный фасад украшает богатый декор. Но есть у этого строения и другие «приметы» – они напоминают о боях в годы войны. На стенах дома отчетливо видны следы от пуль.
Тайна чугунного столба
Своя история у литого чугунного столба, **** что стоит у входа в арку, «прорезающую» красивый старинный особняк на Плехановской, 16. Артефакт относится к тем далеким временам, когда по Воронежу лихачили извозчики. Это так называемая колесоотбойная тумба, которая использовалась для защиты углов зданий от ударов экипажей, проезжающих рядом. Есть также версия, что к таким столбам привязывали лошадей. Кстати, подобные ограждения нередко делали из камня. В нашем городе они сохранились в проезде между домами № 51 и 53 по улице Фридриха Энгельса. Сейчас эти колонны утратили свою функцию, но будет неправильным считать их бесполезными. Они являются своеобразным памятником ушедшего городского быта.

Между прочим
Всем привычная «зебра» на дорогах появилась в нашей стране только в середине 1960-х. Раньше для обозначения пешеходного перехода применялся другой метод. «В 1950-е на главном проспекте Воронежа для такой маркировки использовались алюминиевые чашки, – говорит Олег Казаневский. – Их укладывали с помощью спецтехники в предварительно разогретый асфальт». Такая блестящая разметка была видна издалека и служила очень долго.

*Управление координировало работу многих предприятий в Центральном Черноземье и сыграло огромную роль в восстановительном процессе. Николай Казаневский работал там главным механиком, отвечал за оборудование. Благодаря ему был усовершенствован целый ряд заводских конвейеров.
**Была идея разместить этот столб во дворе здания на Фридриха Энгельса, 25, где находится Информационный центр историко-культурного наследия советской эпохи, известный также как музей советского быта.
***Осадочная горная порода.
**** Раньше их было два, но один из них пропал около десяти лет назад.

Восстановление города после войны осуществлялось в опасных условиях. Многие здания были заминированы, поэтому работы по их расчистке и реконструкции проводились под контролем саперов. Один из них спас маму нашего гида Олега Казаневского. Она тогда трудилась в одном из домов в центре города и решила разобрать груду мусора в подвале. Однако сапер приказал немедленно покинуть помещение. Потом оказалось, что в этой свалке была спрятана мина.

В период послевоенной реконструкции в стране остро не хватало строительных материалов. Тогда «сверху» призвали каждую область искать свое сырье. В этот период в Воронеже стали возводить дома из так называемых шлакоблоков. Данный материал получали путем прессовки в форме бетонного раствора, в который добавляли отходы промышленного производства, песчано-гравийную смесь, опилки и тому подобное. Экологически чистым такое производство, конечно, не назовешь, но в те трудные годы здания из шлакоблоков многим дали крышу над головой.

Елена Черных
239-09-68
alenagalch@gmail.com
Александр Томилин
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели