Эксперты считают, что Бласик произнес следующие слова: «Это факт, мы должны это сделать, до конца». Позднее, на высоте 300 метров над землей он сказал: «Поместишься. Смелее», – передает ТАСС со ссылкой на польскую радиостанцию.
Стенограммы также указывают на то, что в кабину пилотов в последние минуты полета постоянно заходили третьи лица, – уточняет агентство. Записи фиксируют слова главы протокола Мариуша Казаны, которые говорил о необходимости посадки. Кто-то постоянно призывал к тишине, спокойствию. «Тихо там!», «Выйти отсюда!», «Пожалуйста, перестаньте». Кроме этого, микрофоны на борту зафиксировали диалоги о пиве, которое подавали в салоне.
Все ранее выполненные стенограммы, как в России, так и в Польше основывались на записях регистратора MARS. Польские следователи в феврале 2014 года сделали еще одну копию записей с использованием другой техники. Это позволило получить более подробную информацию.
Между тем, польская прокуратура считает обнародование данных преждевременным и неправомерным. «Прокуратура заявляет, что этот материал хоть и содержит в ряде пунктов цитаты, вытекающие из стенограмм, включает также ряд неточностей, как в содержании сказанных фраз, идентификации говоривших, так и в комментариях, не являющихся интерпретацией экспертов», – цитирует ТАСС ведомство. В частности, по данным правоохранителей, «токсикологические экспертизы исключили, что кто-либо из экипажа, как и другие лица (…) находились в момент катастрофы под влиянием алкоголя». В прокуратуре подчеркнули: «Недопустимо представлять итоги работы экспертов, которая однозначно не признана ясным и полным материалом», сообщив, что в связи с этим возбуждается отдельное дело, касающееся бесправной публикации информации.
Ранее, 27 марта 2015 года прокуратура Польши предъявила обвинения двум российским диспетчерам в причастности к катастрофе самолета Качиньского. Одному из них вменялось в вину создание ситуации непосредственной опасности воздухе, другой был обвинен в «неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве». В СКР обвинения отвергли. Официальный представитель ведомства Владимир Маркин заявил, что российские диспетчеры, работавшие в аэропорту Смоленска в день катастрофы, действовали в соответствии с инструкциями.
Ту-154М разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. В результате этой трагедии погибли все 96 человек, находившиеся на борту, и в том числе президент Польши Лех Качиньский с супругой.