В эпицентре «арабской весны»
Опрос В Госдуме планируют рассмотреть законопроект, обязывающий медицинские учреждения пропускать родственников в реанимацию. Как вы относитесь к этой инициативе?

В эпицентре «арабской весны»

25 сентября 2013 / просмотров – 1567
Россия и мир
Пока внимание всего мира приковано к поиску решения «сирийского вопроса», а на периферии сцены политических баталий друг с другом спорят циники и оптимисты, милитаристы и пацифисты, республиканцы и демократы, тысячи мирных жителей оказались в жерновах гражданской войны.

В прошлом номере мы рассказывали о политической подоплеке ситуации, сложившейся в Сирийской Арабской Республике. В чем бы ни заключались причины этой катастрофы – в противостоянии между режимом диктатора и угнетенным народом, в проявлениях исламского экстремизма или внешнеполитической стратегии США – война уносит жизни, рушит семьи, лишает детей возможности быть детьми. Корреспондентам «ГЧ» удалось связаться с одной из местных жительниц, 8 лет назад переехавшей из России в Сирию вслед за супругом. Несмотря на тяжелые условия, она и сегодня продолжает оставаться на территории государства вместе со своей семьей. Побеседовав с ней на условиях анонимности, мы узнали о жизни внутри страны «из первых уст».

«Христиан – в Бейрут, Алавитов – в гроб»

 «Так называемую оппозицию можно разделить на две категории: узаконенную, создающую различные партии со своими программами реформ, и разрозненные группировки боевиков, от которых я никогда не слышала лозунгов, за исключением разве что: «Свобода!» и «Христиан – в Бейрут, Алавитов – в гроб», – рассказывает Ирина. – Только вот, на мой взгляд, со свободами в Сирии все в порядке. Изначально представителей протестного движения не устраивало чрезвычайное положение, которое было введено во времена «Братьев мусульман»* и в последнее время существовало только на бумаге. В ответ на требования повстанцев его отменили, но война не остановилась. По всей видимости, к Башару Асаду есть только одна претензия – он алавит**. Дело в том, что у революции в Сирии лицо исламского экстремизма. Большинству граждан понятно: в случае победы «Свободной армии»*** инакомыслящих – шиитов, христиан и алавитов не останется».

Осень 2012 года: жизнь смешанного города

«Если честно, год назад ничего не предвещало серьезных переворотов, но уже тогда было очевидно: жизнь будет сложной еще долгое время, особенно в экономическом плане, – продолжает наша собеседница. – Тогда я тихо радовалась тому, что вооруженные силы НАТО не бомбят страну – в этом случае такие районы как наш были бы наиболее опасными. Дело в том, что в Сирии сосуществуют представители разных исламских религиозных течений и, как правило, каждая группа живет обособленно. Например, семья моего мужа относится к алавитам, и наш дом, соответственно, находится в Алавитском районе, у нас нет вооруженной оппозиции и военных действий, как таковых. Самое страшное – шальные пули. Их обнаруживают на крышах, балконах, они пробивают баки с водой, а иногда даже задевают людей. Периодически ведется стрельба по школам. Осенью прошлого года время от времени «на работу» выходил снайпер: стрелял по оживленной улице, особо ни в кого не целясь. В Алавитском районе все – враги, и в кого бы ни попал – хорошо. После первого же выстрела народ разбегался и прятался по закоулкам. Кого-то убивали, кого-то – нет.

Действительность 2013 года: все разрушено и разворовано

«Война в нашей стране идет уже на протяжении двух лет: многие люди остались без домов, без работы, цены выросли в несколько раз, – Ирина описывает реалии жизни в Сирии. – Все разрушено и разворовано. Смерть постучалась практически в каждый дом: одни погибли на войне, другие – при очередном обстреле, третьи – были похищены оппозицией. Последнее – худший вариант. Боевики не просто убивают, они жестоко мучают людей – знает каждый. Среди сирийцев достаточно широко известна история об одном мужчине. Он ехал с двумя взрослыми дочерьми и их машину остановили бойцы «свободной армии». Девушек забрали (все понимают зачем), а его отпустили, хотя он и предлагал себя вместо них. В итоге этот сириец сел за руль, немного отъехал, развернулся и… задавил родных дочерей. Счел, что такая смерть лучше. И, конечно, крайне опасно передвигаться по стране. Сестра и брат моего мужа работают в больнице, расположенной в другом районе, и однажды, когда они были в пути, их машину обстреляли – пуля попала в боковое стекло, чудом не зацепила сидящих внутри. Да и я рожала с помощью стимуляторов, раньше срока – все ради того, чтобы не пришлось ехать в больницу ночью».

Прикладная экономика 

На сегодняшний день большинству сирийцев не по карману ни мясо, ни творог, ни сливочное масло. Финансовое положение населения осложняется тем, что, как правило, в каждом доме воспитывают не менее трех детей, а единственный источник доходов – работа главы семейства. Между тем, чтобы подготовить к школе «первоклашку», по словам Ирины, приходится израсходовать половину заработной платы, старшекласснику только на одежду уходит заработок в полном объеме. За время военных действий цены выросли в 4–5 раз: если раньше 1 литр молока стоил порядка 30 лир (483 рубля), то теперь – 100 лир (1610 рублей). 1 килограмм помидоров подорожал с 3 лир (48 рублей), как минимум, до 75 лир (1208 рублей) – и это только летом. Спрогнозировать «зимнюю» цену на этот продукт невозможно. При этом средняя заработная плата в Сирии – около 400 лир (6443 рубля).

 Иллюзорные альтернативы

«К русским тут относятся по-разному: те, кому политика РФ по душе, нас обожают. Ну, и наоборот: оппозиция считает Россию врагом. В нашем районе много беженцев: в прошлом году директор местной школы говорила о том, что в 1-2 классы дополнительно пришлось зачислить около 300 детей. Многие русские уезжают, но те, кто здесь находится уже продолжительное время, будут оставаться до последнего. В их числе и я. Посудите сами: у меня трое детей, у двоих из них еще нет российского гражданства, а для того, чтобы собрать пакет необходимых документов, нужно ехать в другой город. Как я уже говорила, это опасно. К тому же нельзя забывать о том, что в России тоже нужно будет как-то устраивать свою жизнь: искать жилье, работу, помогать детям в преодолении языкового барьера. Здесь же худо-бедно, мы устроены. Военные действия не оказали сильного влияния на жизненный уклад сирийцев: для них главное – дом и семья, их основная забота – вырастить и женить детей, их досуг – в узком кругу близких людей».

 

 

*Братья мусульмане – международная религиозно-политическая ассоциация, основанная в марте 1928 года учителем Хасаном аль-Банна в Исмаилии (Египет). Организация имела отделения в Сирии, Палестине и Ираке. К концу Второй мировой войны насчитывала около 500 тысяч человек.

**Алавиты, шииты, сунниты и т.д. – представители различных направлений ислама

*** «Свободная Армия» – повстанческая группировка в Сирии, ведущая вооруженную борьбу против правительства Башара Асада.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ 

«В феврале 2012-го лучше было не говорить, что ты – русский» Россиянину

Дмитрию, проживающему на данный момент в Нижневартовске, довелось побывать в Сирии с рабочей командировкой именно в тот период, когда в стране стали все чаще звучать взрывы. «Когда мы приехали, – рассказывает он, – страна произвела исключительно положительное впечатление. Там живут очень отзывчивые и добрые люди. Но именно в то время в Дамаске в непосредственной близости от отеля, где мы остановились, зазвучали взрывы… Было страшно. А когда в феврале 2012 года Россия наложила вето на резолюцию ООН, лучше было вообще не афишировать, что ты сторонник Башара Асада или гражданин РФ»

«Сирийцы могут разобраться со своими проблемами самостоятельно»

«Я живу в Сирии 20 лет, – рассказывает еще одна иммигрантка Елена. – До недавнего времени к русским здесь относились хорошо, но сейчас я стараюсь скрывать свое происхождение. Обратно возвращаться не хочу, жизнь-то продолжается! Мои дети должны получить образование, а в России у меня практически никого не осталось. И пусть вокруг бедность, работы нет, цены выросли в 4-5 раз, я верю, что сирийцы могут разобраться со своими проблемами самостоятельно, без постороннего вмешательства.

 

Светлана Рейф
239-09-68
Система Orphus
Добавить комментарий
Ваше имя (ник)
Текст комментария *
Введите текст с картинки *
Инфографика недели