После «Беловежского соглашения»
Геннадий родился в Воронеже и провел здесь 17 лет. Затем окончил военное училище в Житомире, и так сложилось, что его выпуск пришелся как раз на период распада Советского Союза. К тому времени наш собеседник уже состоял в браке. Женился он на украинской девушке. После «Беловежского соглашения» перед молодыми супругами встала проблема выбора гражданства. Как уже было сказано, вопрос был непростым, но люди, выросшие в СССР, не воспринимали его в плоскости «свой – чужой», ведь Украина и Россия, как и другие бывшие советские республики, долго развивались в рамках одного большого государства. Когда оно перестало существовать, семья проживала на украинской земле и решила остаться там. Вскоре Колтаковы обосновались во Львове, куда Геннадия направили служить по распределению.
Тогда у Украины были хорошие стартовые условия. Страну называли житницей Европы. Она обладала развитой промышленностью, доставшейся в наследство от советской эпохи. По словам Геннадия, была надежда, что этот потенциал станет «площадкой» для дальнейшего качественного рывка. Не менее важным для семьи был и другой момент. «Украина позиционировала себя как государство, в котором все граждане могут чувствовать себя комфортно независимо от того, украинцы они, русские или иной национальности, – вспоминает Геннадий, – по большому счету так и было, но, как говорится, до поры до времени».
«На въезде появилась палатка с красно-черным флагом»
Несколько лет назад в русской школе, где училась его дочь, произошло ЧП. Во время традиционной «линейки» в честь выпускников, в гущу людей, стоящих у входа в учебное заведение, полетел камень. Его бросил кто-то из проходящих мимо молодчиков, которым это торжество чем-то пришлось не по нраву. К счастью, обошлось без трагических последствий, но на следующий год праздник решили устроить уже внутри здания – во избежание инцидентов.
Приходилось сталкиваться и с другими проявлениями враждебности. 9 мая 2011-го украинские националисты не пустили львовских фронтовиков возложить цветы к Вечному огню.* Геннадий, который к тому времени уволился из армии в запас и работал помощником депутата, был в этот день вместе с ветеранами. «Букеты пришлось буквально перебрасывать через кордон милиции, а сзади стояла агрессивно настроенная толпа, – говорит он, – тогда я впервые увидел националистов в масках. Ни для кого не секрет, что зимой 2013 – 2014-го такие молодчики уже вовсю хозяйничали на киевском Майдане». Кстати, во Львове в это время люди с бандеровским стягом блокировали воинскую часть правоохранителей. Геннадий, дом которого расположен рядом с ней, рассказывает, как это было: «На въезде появилась палатка с красно-черным флагом. На этом доморощенном КПП были организованы круглосуточные дежурства. Не знаю, как происходило оповещение, но бывали моменты, когда сюда съезжалось до 300 машин». Целью блокпоста было воспрепятствовать отъезду внутренних войск в Киев. Верх в конфликте рядом с домом нашего собеседника взяли люди с красно-черным флагом.
Срочная телеграмма
Победа была показательна, но дело не только в этом. По словам Геннадия, он начал задумываться о возвращении в Воронеж, еще когда уволился с военной службы в запас. Дело в том, что в армии с ее иерархией и особым порядком жизни многие аспекты повседневности воспринимались иначе, чем на «гражданке». «Мне даже не нужно было говорить на украинском и никакого непонимания не возникало, – говорит Колтаков, – язык, я, кстати, знаю. Освоил после увольнения за полгода, потому что хотел занять достойное место среди сограждан Украины. Но именно тогда я понял, что там всегда буду москалем, «вторым сортом»… Первый тревожный звонок прозвучал во время «оранжевой революции». Второй во время событий на киевском Майдане и уже со всей силой. А после воссоединения Крыма с Россией стало понятно, что теперь я и вовсе «враг».
Еще в 2012 году Геннадий стал участником российской «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом», но тогда у него еще были колебания. В решении вернуться в Воронеж он укрепился в марте 2014-го, когда приехал в город по срочной телеграмме. Поворотную роль сыграло несчастье. Отца разбил инсульт. «Он, очень переживал из-за событий в Украине, – говорит Колтаков, – это усугубило проблемы со здоровьем, как следствие – инсульт. 2 апреля отца не стало…»
«Буду делать новые шаги»
Сейчас наш собеседник убежден: семье лучше перебраться в Россию. Рассуждая так, он думает в первую очередь о будущем детей. 23-летняя дочь разделяет его позицию. Младшему сыну 6 лет. Жена, как и Геннадий, считает, что для подрастающего ребенка больше перспектив в России, но супруги договорились, что она не будет торопиться с переездом. «Я не хочу оказывать давление, – говорит наш собеседник, – знаю, как нелегко дается такое решение и жена должна принять его сама. Но даже, если она пожелает остаться, я хочу, чтобы у моего сына в будущем был выбор и для этого я должен создать необходимые условия, чтобы обеспечить семью».
Начинать заново всегда непросто. Столкнулся с определенными трудностями и наш собеседник. Как участник выше обозначенной программы он имеет право осуществлять в России трудовую деятельность, но, выяснилось, что на практике не все работодатели представляют, как деййствует данный правовой механизм. «В одной организации за другой мне говорили – оформишь гражданство, потом приходи, – рассказывает Геннадий, – единственная компания, которая пошла на встречу – Ассоциация «Галерея Чижова» и я очень благодарен за поддержку в сложной ситуации». В сентябре он должен получить гражданство – теперь, благодаря новому закону, это проще. Потом планирует делать новые шаги, чтобы обустроиться в Воронеже. Геннадий говорит: «У меня есть желание, идеи, силы и опыт работы и я уверен, что это будет востребовано».
Увлечение националистическими лозунгами может обернуться для Украины большой бедой, считает собеседник «ГЧ» Геннадий Колтаков. Он убежден: это способствует не укреплению единства, а, наоборот, расколу общества. «Теперь, когда люди говорят об Украине, возникают ассоциации с противостоянием и войной, – говорит Геннадий, – я считаю, что урегулировать ситуацию в стране могло бы федеративное устройство и признание русского в качестве второго государственного языка».
«Победа Майдана – это не мой праздник», – говорит Геннадий. «Я не ездил туда принципиально, но мне приходилось сталкиваться с людьми, которые бывали там, – поясняет он, – я считаю их «евроромантиками», убежденными в том, что с ЕС на Украину посыплется манна небесная. Я не верю в это, но очевидно, что такие настроения постоянно подогревались в ходе событий на Майдане извне – и так называемыми общественными организациями, и прямыми финансовыми вливаниями с Запада».
* В преддверие 9 мая из Львова чуть ли не ежегодно поступают сообщения о столкновениях. Националисты пытаются помешать проведению торжественных мероприятий. В 2013 году депутаты горсовета приняли решение отменить праздничные акции. 8-9 мая были объявлены днями траура по жертвам фашизма и тоталитаризма. В 2014 году львовские власти запретили использовать на территории города «советскую, нацистскую и коммунистическую символику». Также горсовет направлял «с целью недопущения провокаций» иск в суд с требованием не позволять организовывать 9 мая массовые мероприятия, включая те, что проводят ветераны. Суд удовлетворил иск частично, запретив акцию организации «Идея наций» и разрешив ветеранам возложить цветы к могилам павших воинов. Кроме того, львовяне, по-прежнему считающие 9 мая Днем Победы над фашизмом, отмечали праздник в семейной обстановке. Напомним также, что в апреле 2014-го во Львове прошел марш в честь очередной годовщины создания нацисткой дивизии «Галичина».
«Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом» была принята в 2006 году. По закону, ее участниками могут стать:
– граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории России;
– лица (и их потомки), проживающие за пределами РФ и относящиеся, к народам исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободные выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ, в том числе:
– лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в его бывших республиках, получившие новое гражданство или ставшими лицами без гражданства;
– выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Речь идет о дееспособных и трудоспособных соотечественниках, достигших 18-летнего возраста, которые хорошо владеют русским языком (устным и письменным).
Участник программы имеет право выбирать территорию вселения в субъектах Российской Федерации, утвердивших региональные программы переселения. Кроме того, он имеет право на получение государственных гарантий и социальной поддержки (в зависимости от выбранной категории территории вселения), в том числе:
– на компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания, включая оплату проезда и провоз личных вещей;
– на ввоз в РФ личного имущества без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товара, включая транспортные средства, бывшие в употреблении и приобретенные до въезда в страну;
– на освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов
в отношении товаров (включая автомобили) при их ввозе в РФ (льгота предоставляется однократно);
– на компенсацию уплаты госпошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев;
– на получение ежемесячного пособия при отсутствии дохода от трудовой, предпринимательской и иной не запрещенной законодательством РФ деятельности в период до приобретения гражданства (но не более чем в течение шести месяцев). Размер пособия определяется с учетом прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.
– на получение пособия на обустройство («подъемных») – его размер дифференцирован и зависит от категории территорий вселения.
Подробнее о правах переселенцев – в тексте программы, с которым можно ознакомиться на сайте Федеральной миграционной службы РФ.
Фото Алексея Лепешина.