Своим видением перспектив «Турецкого потока» и влияния на программы импортозамещения в различных отраслях экономики ограничений, введенных нами в отношении недавних партнеров, с корреспондентами «ГЧ» поделился кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и финансов факультета экономи-ческих и социальных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Алисен Алисенов.
Будущее «Турецкого потока» туманно
«Решение о строительстве «Турецкого потока» было принято после отказа в реализации «Южного потока» со стороны Еврокомиссии, мотивировавшей свое решение несоответствием данного проекта нормам Третьего энергетического пакета, в соответствии с которым одна и та же компания не имеет право одновременно осуществлять транспортировку и поставку топлива.
К настоящему моменту с турецкой стороной удалось только согласовать маршрут газопровода и получить разрешение на инженерные изыскания на морском участке. Вместе с тем, турецкая сторона выразила свое недовольство по поводу строительства газораспределительного хаба на турецко-греческой границе с выделением для Греции кредита в размере 2 миллиарда долларов.
Пробуксовки в реализации этого проекта начались еще в июне, когда сторонам соглашения не удалось договориться о стоимости поставляемого газа. Было очевидно, что турецкая сторона, пользуясь сложившейся экономической ситуацией в России, попыталась существенно снизить цену, что могло бы поставить под сомнение жизнеспособность этого проекта и его рентабельность для Газпрома.
Считаю, что частичный отказ от реализации проекта в объеме, запланированном на начальном этапе - попытка шантажа. К тому же сама Турция уже не проявляет особой заинтересованности в реализации этого проекта, о чем говорят последние комментарии официальных лиц Анкары.
Поддержка официальными турецкими властями террористических организаций, действующих на территории Сирии, только усиливает недооцененные Россией геополитические и страновые риски реализации этого проекта. Еще одним негативным фактором является непредсказуемость поведения Эрдогана, только усиливающая неопределенность в судьбе проекта. К тому же, как мы знаем, в числе мер ответственности со стороны Российской Федерации за сбитый СУ-24 теоретически может быть отказ от реализации этого проекта, либо его глубокая заморозка. Так что, несомотря на существенные инвестиции со стороны Газпрома, будущее «Турецкого потока» остается туманным».
Импортозамещению в помощь
«В сложившейся ситуации, конечно, введение санкций необходимо. Они должны быть взвешены и продуманы. На мой взгляд в этом смысле достаточно эффективным может оказаться отказ от поставок турецких продовольственных и вещевых товаров, которые могут быть замещены в рамках программ импортозамещения. Отказ от туристических поездок в Турцию также может существенно ослабить экономику этой страны. В прошлом году вклад российских туристов в экономику Турции составил почти 3,8 миллиарда долларов (без учета расходов на территории страны), что составляет около 12 % доходов всей туристической отрасли. Однако в силу популярности турецкого направле-ния в России подобные меры также могут негативно отразиться и на финансовом положении наших компаний, многие из которых могут обанкротиться, что, в свою очередь, потребует соответствующих мер государственной поддержки.
Еще одна из наиболее эффективных мер ответственности за сбитый самолет – полный отказ от проекта АЭС «Аккую», мощностью 4800 МВт. Его стоимость оценивается в 20 миллиардов долларов. При этом строительство АЭС осу-ществляется за счет средств Росатома, а срок окупаемости проекта равен 20 годам. К тому же наличие АЭС в Турции в дальнейшем приведет к сокращению наших поставок газа, что негативно отразится в дальнейшем на доле рынка, занимаемой Газпромом.
В целом следует сделать вывод, что экономика Турции заметно пострадает, учи-тывая возросший в последние годы товарооборот между нашими странами, который к настоящему времени достиг 35 миллиардов долларов. Минимизация же потерь для российской экономики и бюджета будет зависеть от своевременности и эффективно-сти мер государственной политики по проведению программы импортозамещения».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ:
Из-за инцидента с российским Су-24 турецкая туриндустрия потеряет 10 миллиардов долларов
Россия определилась с экономическим ответом на инцидент с Су-24 вблизи турецкой границы