В свое время, когда в губернском центре появились поезда, это стало резонансным событием. Горожане приходили на вокзал не только в качестве пассажиров, но и просто прогуляться, полюбоваться на чудо прогресса и пообщаться с друзьями. До революции такие променады были весьма популярны. В минувшее воскресенье все желающие могли вспомнить традицию и окунуться в историю места, где находится «Воронеж-1». Вместе с экскурсантами мы побывали в Первомайском саду и в бывших владениях семейства Бринкманов, прошлись по улицам близ железнодорожной станции и заглянули в старинные дворы. Вот лишь малая толика из того, что можно было почерпнуть на краеведческой прогулке «Вокруг вокзала».
Что общего у старинного сквера с «Пентагоном»?
Сквер, известный сейчас как Первомайский, был заложен в середине XIX века и стал первым общественным садом общегородского значения. В его аллеях проходили всевозможные выставки и благотворительные акции, играл духовой оркестр; в летнем театре выступали местные актеры и заезжие знаменитости. Здесь всегда было много молодежи. Особенно любили сад мальчишки из первой гимназии, что находилась напротив (сейчас в ее здании размещается один из корпусов ВГУИТ). В 1913 году на Большой Дворянской открылось механико-техническое училище, обитатели которого тоже часто посещали парк. Теперь строение бывшего учебного заведения воронежцы знают как «Пентагон», поскольку с советских времен здесь «прижились» военные ведомства. Любопытен его облик: в убранстве фасадов использованы средневековые мотивы. Интересно, что в похожем стиле западноевропейских замков была оформлена и кирпичная ограда, обрамлявшая сад до революции. В частности, вход в него подчеркивали колонны, имитирующие крепостные башни с зубцами. Эта конструкция не уцелела в войну. В 1950-м ее заменила ажурная чугунная решетка, спроектированная Александром Мироновым. Тогда творение воронежского зодчего было признано одним из лучших объектов парковой архитектуры в СССР.
Лошади для конькобежца
Однако вернемся в дореволюционное прошлое сада. В то время он был необычайно популярен у поклонников активного отдыха, а именно – у любителей промчаться с ветерком на коньках. Зимой здесь заливали каток и устраивали гонки на льду. В соревнованиях, которые проходили под эгидой Яхт-клуба, участвовали не только бывалые спортсмены, но и все желающие. Причем, победителям полагались солидные призы, к примеру, упряжка лошадей или деревянный дачный домик. Эти состязания собирали массу зрителей. Болельщики заключали на конькобежцев пари.
Еще более «азартное прошлое» у территории по соседству – в районе современной фабрики «Работница». Здесь в XIX веке проводились скачки. Местность именовалась соответственно – Рысистый бег. В 1867 году в связи с работами по прокладке железной дороги ипподром перенесли подальше от магистрали. Тогда же в Воронеже было заложено здание вокзала.
Модное городское заведение
Торжественное открытие железнодорожной станции состоялось 30 января 1868-го. 1 февраля из города отправился первый пассажирский поезд в Москву. Дореволюционный вокзальный комплекс в целом сложился к 1895 году. Место пользовалось успехом в городе. Здесь имелись ресторан, парикмахерская, библиотека. Воронежцы приходили сюда как в модный клуб – провести время, встретиться со знакомыми, обсудить последние новости… Этот вокзал не пережил войну. Здание взорвали фашистские захватчики. Новое монументальное строение было возведено в 1950-е. * Тогда же в районе вокзала появилась улица Мира, название которой символизировало окончание тяжелых военных испытаний. Она почти идеально симметрична, правда, для того, чтобы создать этот образец архитектурного совершенства пришлось пожертвовать дореволюционной застройкой. Улицу пробили внутри старого квартала по территории Кадетского корпуса и усадьбы купца Клочкова.
«Клейменые» дома
В районе вокзала, в начале улицы Фридриха Энгельса сохранились интересные старые здания. На их кирпичах отчетливо видны клейма. Метка Т.Г. означает Товарищество Глинозем – производство, возникшее в конце XIX века (после революции оно было национализировано). Аббревиатура Г.С.Н.Х. расшифровывается как Губернский Совет Народного Хозяйства (учреждение, образованное в советский период).
Не менее любопытные дома попадаются на улице Урицкого. Это приземистые особнячки с затейливым деревянным узором. На одном из них (с причудливыми наличниками в виде в дельфинов) можно разглядеть «год рождения» – 1907. Цифры начертаны на четырех колонах, украшающих фасад.
Уличный код
Чуть дальше – на пересечении Урицкого и Транспортной располагается Бринкманский сад. В связи с реконструкцией эта парковая зона у всех на слуху, поэтому не будем углубляться в ее историю. Отметим только, что именно на землях дворянской семьи Бринкманов после строительства железной дороги стал расти новый населенный пункт – Привокзальный поселок. Здесь обживались рабочие и служащие станции. Территория была включена в городскую черту уже при новой власти – в 1924 году. До наших дней дожил дом, связанный с Бринкманами. Он расположен по современному адресу Школьный переулок, 6. К сожалению, сейчас особняк находится в плачевном состоянии…
Любопытна история названий улиц в этом районе. До революции многие из них носили имена членов вышеупомянутой семьи. В советское время началось массовое переименование. Так здесь появились улицы Республиканская, Советская, Федеративная, Социалистическая, Рябинина.** Казалось бы, что в этом особенного? Но если сложить первые буквы получится аббревиатура РСФСР.
* Строительство осуществлялось под руководством зодчего Каро Алабяна. Его самые известные работы – здание Центрального театра Советской армии, павильон СССР на международной выставке в Нью-Йорке (совместно с Борисом Иофаном), наземный вестибюль станции метро «Краснопресненская», Сочинский порт (вместе с Леонидом Карликом). Алабян участвовал в послевоенном восстановлении Сталинграда и главной улицы Киева – Крещатика.
**Дореволюционное название этой улицы Рябинина Волконская или Волхонская. Оно имеет отношение к известному княжескому роду. Его представитель – Андрей Александрович в конце XVIII века был советником Воронежского наместнического управления. При большевиках улицу сначала переименовали в Транспортную, а затем назвали ее в честь Евгения Рябинина, возглавлявшего облисполком в 1930 годы. В 1937-м он был репрессирован, а через год расстрелян. Улица вновь стала Транспортной.
В 1883 году на привокзальной площади была освящена часовня в память об императоре Александре II. При новой власти ее разобрали. Сейчас там, где находилось сооружение, стоит на постаменте …паровоз серии «Э». Такие локомотивы считаются самыми массовыми в истории: в течение 45 лет их выпускали 24 завода в СССР и странах соцлагеря. Всего было собрано около 11000 машин.
В 1929 году в городе открылась железнодорожная поликлиника. Тогда газета «Коммуна» сообщила, что новое лечебное учреждение является «одним из лучших в республике». Любопытно, что здесь в начале 1930-х работал доктор Алексей Замков, женой которого была скульптор-монументалист Вера Мухина. Тогда врач оказался в опале и был выслан в Воронеж. Мухина вместе с 10-летним сыном последовала за супругом.
Фотографии Александра Томилина.