Улица, которая помнит скульптора Веру Мухину
Один из таких примечательных домов с современным адресом: Первомайская, 10 находится неподалеку от Покровского собора, в лабиринтах частного сектора. «В череде приземистых разномастных строений этот внушительный трехэтажный краснокирпичный особняк, словно пожилой барин», – говорит Елена Альбертовна.
Такие основательные здания возводили в эпоху экономического расцвета царской империи, который продолжался вплоть до переломных событий Первой мировой. Целый ряд построек «старого Воронежа», дошедших до нас, появился как раз в это время – в конце XIX века и в первые годы XX столетия. К сожалению, о давнем прошлом особняка мало что известно. Зато есть любопытные сведения, относящиеся уже к советскому периоду.
В 1930-м в наш город был выслан столичный доктор Алексей Замков: в верхах объявили эксперименты врача «псевдонаучными», а самого его в наказание удалили из Москвы. Вместе с ним в Воронеж приехала жена – скульптор Вера Мухина, которая впоследствии обрела мировую славу, благодаря монументальной работе «Рабочий и колхозница». У нас супруги жили до 1932 года: в доме № 21 на улице Первомайской.* И, конечно же, знаменитая чета не раз хаживала мимо краснокирпичного особняка…
Там, где жил священномученик…
Еще одна необыкновенная личность связана с домом на Первомайской, 10 напрямую. Об этом сообщает мемориальная доска, установленная на здании. Надпись на ней гласит, что 1930-е здесь жил священномученик Измаил Николаевич Базилевский.**
По имеющимся сведениям, отец Измаил в юности учился в Воронежской духовной семинарии. Сан он принял в 1915 году, затем служил в сельских храмах. В 1930-м церковь, в которой Базилевский был священником, закрыли. Батюшка вернулся в родные места, поселился в доме на Первомайской. Чтобы прокормить семью, он трудился маляром, печником, позже устроился в организацию бухгалтером. А тем временем тучи продолжали сгущаться. В стране бушевали репрессии. Под подозрение попал и Базилевский. В 1940-м Измаила Николаевича обвинили во враждебной агитации и сослали в лагерь в Казахстан. Сам он вину не признал, но аргументы подследственного никто в расчет не принял. В 1941-м Базилевского расстреляли в Карлаге. Спустя десятилетия, в 1998 году пастыря посмертно реабилитировали, а в 2000-м он был канонизирован Архиерейским собором РПЦ как священномученик.
Воронежцев тревожит судьба старинного здания
За годы существования здания в нем не раз менялись обитатели. Сейчас почти всех жильцов расселили. Что будет с домом дальше, пока неизвестно, но у горожан есть опасения, что старинный особняк может оказаться под угрозой сноса. Между тем, он внесен в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Воронежской области (по состоянию на 21 февраля 2017 года). «ГЧ» обратилась в пресс-службу областного правительства с просьбой помочь прояснить ситуацию. Мы будем следить за судьбой дома, и как только в нашем распоряжении появится необходимая информация, сообщим об этом читателям.
Творение знаменитого зодчего
Не менее интересное строение располагается на улице Студенческой. Это здание домового храма, построенного в конце XIX века для реального училища. Сейчас о церквушке мало кто знает, поскольку бывшее культовое сооружение оказалось скрытым от прохожих. Ныне учебный комплекс занимают представители силовых ведомств, и во двор просто так не зайдешь.
Церковь была построена по проекту архитектора Александра Баранова, которому город обязан целым рядом великолепных зданий, в том числе жемчужиной проспекта – нарядным красно-белым «домом Михайлова». На обустройство культового сооружения пожертвовал большую сумму известный предприниматель и благотворитель Алексей Клочков. Храм получил имя в честь святого Алексия, митрополита Московского, которого купец считал своим небесным покровителем.
Это здание помнит многих выдающихся личностей. Среди них – государственный деятель Андрей Шингарев и архитектор Николай Троицкий. Они в разные годы штудировали науки в реальном училище и, конечно же, посещали домовую церковь.
Дом с необычным декором
Весьма любопытный дом «спрятался» во дворе пятиэтажки, выходящей на улицы Карла Маркса и Кардашова. Особняк, нынешний адрес которого – улица Алексеевского, 24, ведет свою историю с 1911 года. Он построен в стиле модерн и отличается от современных зданий затейливым декором: в отделке фасада использованы майоликовые вставки голубого, серого и зеленого тонов. Правда, сейчас дом обветшал, его стены изуродованы безобразными надписями в духе: «Здесь был Вася». Но разноцветная майолика притягивает взгляд.
До революции дом принадлежал купцу Тихону Лагутину. При новой власти он был передан под квартиры организации «Жилтрансстрой». А в «огненные сороковые» здесь размещался военкомат. В этот период здесь было пролито немало слез. «Отсюда ушел на фронт и не вернулся мой дядя, сержант Поздняков Вячеслав Семенович, – рассказывает на Большом воронежском форуме одна из жительниц города. – Мама вспоминает, что никто из знакомых сверстников с войны не вернулся. Вечная им память…»
История деревянного флигеля
Своя история у деревянного флигеля с адресом: улица Фридриха Энгельса, 72А, который «прячется» в глубине дворов. Он связан с дореволюционным прошлым Красного Креста. В нем и здании по соседству размещались госпиталь и амбулатория Николаевской общины сестер милосердия (свое имя организация получила в честь помолвки последнего российского императора). В 1918 году на базе лечебного учреждения была организована клиника, в которой трудился знаменитый хирург Николай Бурденко. Жил он во флигеле – чтобы в любой момент прийти на помощь пациентам.
Когда в 1919 году Воронеж взял штурмом атаман Шкуро, доктор спас раненых красноармейцев от плена. Белоказаков, которые хотели ворваться в лазарет, встретил на пороге Бурденко. Он сообщил, что лечебница якобы на карантине из-за тифа. После этого беляки развернули лошадей и умчались прочь.
«Храню к Воронежу острую нежность…»
Еще одно «спрятанное здание» находится на Станкевича, 6 – во дворе девятиэтажного дома. Это синагога, построенная в начале XX столетия. Сооружение из красного кирпича с нарядным фасадом является уникальным для Воронежской области памятником культовой архитектуры. Несколько лет назад на частные пожертвования была проведена его капитальная реконструкция.
В здании открыта экспозиция, рассказывающая о наших известных земляках-евреях, среди которых первый воронежец, получивший звание Героя Советского Союза Яков Крейзер, военачальник Семен Кривошеин, поэт Самуил Маршак, сценарист Евгений Габрилович («Два бойца», «Овод», фильмы о Ленине). К слову, последний с большой теплотой писал о Воронеже. «Храню к нему острую нежность, – отмечал кинематографист. – Добрым – как родина, мирным – как родина (…) остался он в моей душе…»
*Нумерация довоенная.
**Мемориальную доску в память о пастыре установили его родственники.
Могучий долгожитель
В окрестностях улицы Первомайской растет мощный дуб – по-видимому, один из старейших в Воронеже. К сожалению, добраться до него непросто. Близлежащая территория сильно захламлена.
В поисках машины времени
Еще в 1980-е улица Первомайская или, как ее называют в народе, Первомайка, была одним из любимых мест зимних забав детворы. Движение транспорта тогда не было таким оживленным как сейчас, и ребята катались с горы на санках, лыжах и коньках. Еще одну игру дети придумали после просмотра фильма «Гостья из будущего». «Мы искали машину времени, – рассказывает местная жительница Ольга, – Нам казалось, что она спрятана где-то в здешних зарослях. Мы прочесали в ее поисках все окрестности…»
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Воронежцев беспокоит судьба дома, в котором жил священномученик